+7 (495) 585-35-908 (800) 200-35-90

Передайте портвейн по кругу! (О Навигации по сайту)

Снукса Кембриджского не любили, поскольку он забывал передать портвейн по кругу!

Давно, в те доисторические времена, когда не было Интернета у меня был один весьма высокопоставленный клиент. Буду звать его Карузерс. Хотя звали его совсем по другому это имя ему бы очень подошло.

Карузерс явно родился с серебряной ложкой во рту, то есть, сразу очень привилегированной персоной. Но он не почивал на лаврах своего происхождения. В течение своей долгой жизни он стал старшим судьей высокого суда, получил звание председателя в Рейтере и отработал двойной срок, служа людям своего провинциального городка в качестве члена Британского парламента.

Он был классическим Английским провинциальным сквайром, имеющим недвижимость, чей адрес, имя дома и названия деревни, умещался в две строчки на конверте. Имея высокое происхождение и видные достижения, Карузерс крепко и уверенно стоял на ногах. Его остроты и присказки проистекали из стратосферы высочайшего общества, но чувства, которые они в себе несли были вполне понятны всем нам.

Во времена его молодости, в Королевском колледже в Кэмбридже, прием пищи в зале, как мне представляется, был значительно более формальным действом, чем сегодня. По окончании ужина на стол подавались сигары и портвейн. По причинам, забытым историей существовал обычай - после наполнения своего стакана, Вы должны были передать графин с портвейном соседу слева. Всегда только слева.

После первого круга вокруг стола, по мере того как люди опустошали и наполняли свои бокалы, цикл повторялся, опять таки налево. Считалось очень дурным тоном даже намекнуть соседу справа, если он забыл передать Вам графин или увлекся беседой с кем-то еще.

Поэтому, была возможна ситуация, когда один единственный человек невольно вызывал временное воздержание всего стола, если он забывал об этом теперь устаревшем правиле джентельменов. Бедолага, часто попадавший в подобные ситуации неизбежно и автоматически признавался обидчиком своих товарищей-питомцев.

Эти древние, возможно дурацкие, безусловно странные устои и обычаи ныне, в большинстве своем, забыты всеми за исключением лишь наиболее консервативных кругов общества. Но принцип остается - есть определенные вещи, которые можно делать и есть немногие вещи, котрые делать никак нельзя.

Давайте посмотрим на некоторые большие <НЕЛЬЗЯ>, касающиеся веб навигации.

Всплывающие окна

Техника открытия гроздьев всплывающих окон в момент, когда пользователь покидает сайт становится очень раздражающей модой. Как правило, эти окна содержат внезапно выскакивающуюся рекламу или многообещающие приманки для того, чтобы задержать посетителя на сайте.

Самые закоренелые веб-мастера даже попытаются пресечь попытку пользователя перейти на какой-либо другой сайт, посылая его исключительно обратно на страницу, которую он старается покинуть. Не делайте такого. Если Ваш посетитель собирается уйти, то Ваш лучший шанс увидеть его снова - спокойно его отпустить.

Нестандартная навигация

Безусловно, все мы хотим быть отличными от других. Все мы хотим, чтобы люди, приходя на наш сайт, восхищались дизайном и громко кричали "Ух ты!". Но система навигации, как правило, не место для новаций. Кнопки, которые перемещают посетителей с место на место, в первую очередь предназначены именно для этого. Их красивый или ошеломляющий внешний вид - вторичен, прежде всего, они должны надежно работать и быть интуитивно понятными.

Ну хорошо, многим начинающим пользователям Веб поначалу всё кажется немного необычным. Это нормально. Но они быстро обучаются. И то, чему они обучились и есть норма. Будет мудрым с Вашей стороны держаться в своей системе навигации ближе к этим нормам. Броская система навигации может быть тяжела в использовании, но даже если и нет, то она, все равно, отвлекает пользователя от основного содержимого страницы. Это не то, что вам нужно.

Сверхзатейливые навигационные кнопки

Когда Вы последний раз восхищались кнопками этажей, пользуясь лифтом? Возможно, будучи дизайнером, Вы действительно могли-бы... Но только попробуйте спросить Ваших спутников нравятся ли им кнопки в лифте, и, скорее всего, Вы тут же обнаружите их быстро выходящими на ближайшем этаже!

Аналогично с высокотехнологичными <НЕЛЬЗЯ>, упомянутыми выше, грубо выжженные кнопки, чаше всего, окажутся плохой идеей. Сохраните их функциональными и простыми. Их назначение - навигация, а не развлекательность.

Переназначение кнопки "Назад"

Для пользователей, особенно начинающих, любимой кнопкой броузера является кнопка Back ("Назад"). Существует возможность ее отключить, организовав перенаправление (в заголовке тэга META).

Вы должны хорошенечко подумать прежде, чем использовать эту технику переадресации посетителя туда, куда хотите Вы вместо того, куда хотел он - обратно по списку посещенных страниц.

Где выход?

Никогда не надейтесь на кнопку "Назад", как на средство навигации пользователей для возврата на предыдущую страницу. Всегда делайте для них меню навигации. Если Вы ожидаете, что они будут пользоваться кнопкой "Назад" для возврата с "боковых улиц" Вашего сайта на главную его "магистраль", то имейте ввиду, что это иногда не срабатывает.

Если переход на страницу произошел по внутренним ссылкам Вашего сайта, то тогда все хорошо и кнопка "Назад" будет работать. Но если они пришли на страницу из поисковой системы или с закладки, (что за удача для Вас!) то кнопка "Назад" лишь снова уведет их с Вашего сайта. Оп-ля! Никогда не рискуйте попасть в такую ситуацию, - всегда показывайте пользователям куда они могут перейти с текущего места.

BTW: Напомните мне рассказать Вам про любезного ирландца, который пытался рассказать туристам как пройти в интересующее их место. По истечении некоторого времени он оставил свои попытки объяснить и сказал им, что если бы он собирался ТУДА, то он бы не стал начинать путь ОТСЮДА. Он бы гораздо проще начал с ДРУГОГО места.

Обеспечьте удобство гостей

Отправите ли Вы гостя Вашего офиса на поиски туалета в коридоре среди 50 немаркированных дверей без малейшей подсказки? Ну хорошо - может быть, если это налоговый инспектор. Но когда он вернется обратно Вы вероятно пожалеете!

Обозначайте все ясно и логично. Не заставляйте народ напрягаться. Все мы предпочитаем легкие поездки. Посещение Вашей части "Мировой паутины" должно быть приятным и беззаботным. Если это не так, то... "Бабах!" - включается кнопка "Назад" - они просто уходят, перескакивают куда-либо еще.

Всегда ограничивайте объемы необходимой прокрутки и передвижения мыши настолько, насколько это возможно. Планируйте структуру своего сайта так, чтобы люди могли попасть в любую его точку буквально в пару приемов. Если у Вас серьезный и сложный сайт, то проще всего это сделать, разместив справа вверху каждой страницы маленькую аккуратную форму поиска по сайту.

Пользователь вводит искомое слово. 1-й щелчок: запускается процесс поиска, появляется список результатов. Он находит (надеюсь) то, что искал. 2-й щелчок: Ура! Он прибыл на место!

Заключение

Уверен, многие смогут добавить еще ряд <НЕЛЬЗЯ>, касающихся навигации которые приводили их в состояние закипающего вулкана. Но все мною перечисленное, это - основа.

Вы можете выказывать полнейшее пренебрежение к тому, каким образом движется графин портвейна вокруг Вашего обеденного стола. В сам деле, Вы можете, вообще, не любить портвейн. Но всегда помните про бедного Снукса Кембриджского, который сейчас, наверное, спокойненько лежит под чертовой эпитафией на месте последнего своего пристанища. Ибо я уверен, его нет больше среди нас.

Ни один из указанных мною пунктиков, сам по себе полностью не разрушит навигацию сайта, но каждый из них будет в значительной мере и разочаровывать и раздражать Ваших посетителей. Подобные действия - плохая идея!

Дата публикации: 28.01.2005