Оценка конкуренции виртуального магазина

Для успешной работы интернет-магазина на старте необходимо произвести анализ деятельности конкурентов. Под анализом деятельности мы понимаем изучение их ассортимента, спектра предлагаемых услуг, цен, структуры сайта, маркетинговой политики.

Ознакомившись с деятельностью ближайших конкурентов, Вы будете четко представлять себе позицию своего интернет-магазина в выбранной нише. Сможете наметить пути дальнейшего развития. Наметите план действий: что следует сделать немедленно и какие шаги нужно будет предпринять в перспективе.

Для определения стратегии развития виртуального магазина Вы должны собрать всю необходимую информацию о конкурентах, и строить планы, опираясь не на догадки и предположения, а на факты.

Анализ деятельности конкурентов поделим на два этапа:

  1. На первом этапе, прежде всего, составьте список из 8-10 конкурентов. Делается это просто. В системе Yandex или Google вводите запрос: «интернет-магазин детской одежды» (или: косметики, бытовой техники и т. д.). Затем составляете перечень первых 8-10 магазинов в выдаче.
  2. На втором этапе нужно определить основные факторы и показатели, которые будут учтены при анализе деятельности конкурентов.

Важны следующие моменты:

  1. Структура интернет-магазина. Обратите внимание, как расположены на главной странице сайта основные блоки, как структурирована страница, представляющая категории, и как выглядит страница с описанием конкретного товара. Где расположена кнопка «В корзину»? Доминирует ли на странице фото или предпочтение отдано тексту?
  2. Содержание интернет-магазина. Достаточен ли его ассортимент? Насколько содержательны информационные страницы? Полными ли являются описания товаров?
  3. Юзабилити интернет-магазина. То есть, насколько удобен сайт для посетителя и покупателя. Определить это можно с помощью теста. Выберите понравившийся товар и оформите заказ. При этом обращайте внимание, легко ли Вам ориентироваться на сайте, удобно ли совершать необходимые манипуляции. Запишите, всё, что показалось Вам удобным, а также обозначьте все раздражающие моменты.
  4. Варианты оплаты.
  5. Способы доставки. Это один из самых важных вопросов в организации работы интернет-магазина. Обратите внимание, используются ли некоторые хитрости: например, гарантированная бесплатная доставка при заказе товара на определённую сумму.
  6. Скидки, купоны, распродажи. Это то, что очень нравится покупателям. Обратите внимание, как строит Ваш конкурент свою работу в преддверии праздников, в период приближения сезона отпусков и т. д., какие акции проводит. В сегодняшних условиях конкурировать с успешными интернет-магазинами, не используя систему скидок и не организовывая распродажи, практически невозможно.
  7. Реклама. Она необходима, чтобы о Вашем магазине узнали как можно больше людей. Заявите о себе в социальных сетях и СМИ. Используйте контекстную рекламу, участвуйте в выставках.
  8. E-mail маркетинг. О том, как обстоят дела у конкурентов с этой стороной работы, можно узнать, зарегистрировавшись на сайте – если рассылка осуществляется только зарегистрированным пользователям, или подписавшись на новости.
  9. Качество сервиса. Обратите внимание, какие способы обратной связи предусмотрены на сайте. Есть ли онлайн-консультант? Позвоните в магазин и задайте несколько вопросов по интересующему Вас товару, как если бы Вы действительно планировали его покупать. Беседуя с консультантом, проясните для себя следующие вопросы:
    - Как именно происходит в магазине процесс покупки
    - Как назначается цена на товар.
    Обратите внимание, как консультант строит беседу с Вами и отвечает на вопросы. Как реагирует служба поддержки на вопросы: «А почему так дорого <или дешево>?», и какие готова дать ответы.
  10. Ключевые слова. Чтобы определить, по каким фразам Ваш конкурент вышел или пытается выйти в ТОП, откройте исходный код страницы. Ключевые слова будут присутствовать в заголовках Н1, TITLE и МЕТА-тэгах. Можно воспользоваться сервисом http://promolab.ru/free/.
  11. Посещаемость магазина. Она может быть взята со счетчиков посещаемости.

Оценив деятельность магазина по предложенным 11 пунктам, подведите итог:

  • Что показалось привлекательным в дизайне, структуре и работе магазина, а что, напротив, не понравилось?
  • Имеются ли дополнительные услуги, которые не предлагаются конкурентами?
  • Используются ли владельцами магазина оригинальные приемы и уловки для удержания клиента?
  • Каков график работы?

Запишите полученные выводы.

Подводя итоги анализа деятельности основных конкурентов, составьте таблицу. Оцените степень «опасности» основных конкурентов по 10-балльной шкале по основным критериям. У Вас должна получиться примерно вот такая таблица:

  Конкурент №1 Конкурент №2 Конкурент №3 Конкурент №4 Конкурент №5
Дизайн 8 7 5 9 7
Содержание 9 9 8 8 6
Функционал 5 7 8 8 7
Обслуживание 7 7 7 8 8
Цены 9 8 8 7 8
Способы оплаты 8 8 7 6 8
Доставка 7 6 7 7 6
E-mail маркетинг 7 8 5 8 7
Присутствие в СМИ 5 6 6 8 6
Реклама 8 7 7 8 8
Посещаемость 9 8 7 6 8
ИТОГО 82 81 75 83 79

Если у Вас уже есть действующий интернет-магазин, включите и его в эту таблицу.

Конечно, на первых порах с самыми популярными и крупными интернет-магазинами, работающими в своей нише уже несколько лет, Вы конкурировать не сможете. Всему свое время. Пока же в число основных конкурентов нужно включать магазины своей «весовой категории».

Старайтесь избегать двух основных ошибок начинающих владельцев интернет-магазинов:

  • Не стоит придавать слишком большого значения внешнему оформлению сайта, заказывать очень дорогой и яркий дизайн. В дизайне сайта вполне достаточно трех цветов и одного изображения – логотипа. Но чрезвычайно важно, как всё это представлено. В оформлении сайта виртуального магазина ничто не должно отвлекать посетителя от процесса покупки.
  • Не считайте цену основным показателем конкурентности. Не старайтесь продавать товар по самым низким ценам – так Вы останетесь без прибыли. Открывайте магазин с ценами, обеспечивающими рентабельность проекта, с теми, на которые Вы рассчитывали.
     

Другие статьи

Для удобной, правильной и понятной навигации по интернет-магазину необходимо правильно его наполнить.

Очень часто потенциальные покупатели, даже видя на витринах виртуального магазина необходимый товар, причём по привлекательной цене, отказываются от совершения покупки. Их сдерживает страх быть...

Для виртуального магазина очень важно иметь обратную связь с клиентами. И самым оперативным и эффективным видом связи на сегодня является онлайн-консультант.

Все статьи